Методика работы над правильностью и беглостью чтения. Качества полноценного навыка чтения

Методика работы над правильностью и беглостью чтения. Качества полноценного навыка чтения

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного теста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения или выработку собственного отношения к читаемому. Такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до началом чтения, в процессе чтения и после завершения чтения (Н.Н. Светловская). Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

  • 1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
  • 2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

  • 1. Искажение звукобуквенного состава:
    • - пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
    • - перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
    • - вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

2. Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

  • 1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
  • 2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:

единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” - обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;

3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

  • 1) несовершенство зрительного восприятия;
  • 2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;
  • 3) нехватка дыхания;
  • 4) незнание орфоэпических норм;
  • 5) незнание лексического значения слова;
  • 6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.

Интересная система упражнений, тренирующих зрительное восприятие, предложена Л.Ф. Климановой. Вот некоторые из них:

  • 1) пары слов отличаются одной буквой: козы-косы, ветер-вечер, трава-травы;
  • 2) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух-глух-слух; вьют-вьюн-вьюга;
  • 3) слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть-ест; угол-уголь; полька-полка;
  • 4) чтение цепочек родственных слов: труд- трудился-трудящийся; бег- бегать- бегство;

Для тренировки артикуляционного аппарата можно использовать скороговорки и чистоговорки, при этом детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем - в разговорном, потом - в скороговорочном: Саша шёл по шоссе и сосал сушку.

В тренировке дыхания могут помочь такие задания:

  • - в одном темпе произнести четверостишие;
  • - считать на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4,5 …
  • - упражнение «Задуйте свечу»: Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
  • - упражнение «Обрызгайте белье водой» : (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Упражнение «В цветочном магазине»:

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Для разогрева голосовых связок предлагают так называемые распевные упражнения (в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хоровой песней, например: «Во поле береза стояла»).

Такие упражнения могут проводиться на уроке на уроке в виде физкультминуток.

Таким образом, в предварительную работу по подготовке детей к чтению текста учитель включает упражнения по предупреждению ошибочного чтения. Ведущим учительским правилом должна стать установка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика. Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки и для исправления ошибки ведущей к искажению общего смысла читаемого.

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

  • - увеличение объема слухового и зрительного восприятия;
  • - развитие периферического зрения;
  • - развитие умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать 2-3 последующих;
  • - формирование устойчивого внимания;
  • - предупреждение повторов при чтении;
  • - пополнение словарного запаса ученика;
  • - развитие артикуляционного аппарата.

Вообще, все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в то же время совершенствуют и беглость.

М.И. Оморокова предлагает следующие упражнения:

  • - совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик;
  • 1) на доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги;
  • 2) Упражнения, направленные на отработку артикуляции отдельных звуков с разной интонацией:

и, а, э, у, ы

и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - и

а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о - у.;

  • 3) чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, тра, три;
  • 4) Упражнения в чтении букв парами: э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;

А-Я аист, март, сахар, яма, яблоко;

О-Е нос, нес, мороз, лед, замерз;

У-Ю пух стул, клюв, уютно, южный;

  • 5) Упражнения, в чтении согласных:
    • Ш - школа, шалаш, кувшин, карандаш

Ж - лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежи

Щ - плащи, клещи вещи, щенок

С - зима, зеленый, звон, язык, здоровье

Ц - цапля палец, царапина, мельница.

6) Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове:

З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.

7) после этого - чтение слов и предложений:

портфель, подосиновик; В лесу зацвел подснежник.

8) Чтение диалога.

В последнее время в методику работы над беглостью чтения стали проникать приемы скорочтения. Например:

  • - «чтение с помехами» (например, чтение под счёт);
  • - «быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить заданное учителем слово или словосочетание);
  • - «Чтение через решётку» (на текст накладывается «решётка», так, что часть его оказывается закрыта, чтение протекает с учётом антиципации).

чтение небольших отрывков текстов в разных темпах (в медленном, в среднем, в скороговорочном);

  • - чтение отрывков «на время»
  • - чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям.

После чтения отрывков «на время» обязательно проверяется понимание прочитанного.

В пособии М.И. Омороковой «Совершенствование чтения младших школьников» учителю рекомендуется проводить ежедневные практические разминки на уроках чтения:

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение - один из основных способов приобретения информации и во вне учебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Таким образом, все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Правильность - чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с нес формировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмыслением содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слога в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неп равильного восприятия, а затем и произнесения слова.

Школьная практика показывает, что дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;

г) предварительное чтение текста про себя;

д) систематический контроль учителя за чтением учащихся; е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера.

Исправляются ошибки следующим образом:

Ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

Ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;

Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;

К исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

3. Система обучения оптимальному чтению в.Н.Зайцева

Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание смысла текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80-90 слов в минуту для учеников, переходящих в V класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в IX классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 90 (минимальную норму чтения) и получим приблизительно 72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это уже составит 216 минут, или 3,5 часа. Еще прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2-2,5 часа. И в сумме получим около 6 часов, которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7-8 часах, проведенных в школе. Мы получили, что рабочий день старшеклассника длится почти 14 часов. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному - читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что ЭУ -> ЭН - СУ, т.е. элементарные умения (ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня элементарного навыка (ЭН), чтобы успешно включать их в состав сложных умений (СУ). Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Нужно рассмотреть и воспитательный аспект. Если выпускники начальной школы плохо читают, то в V классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе преобладает психология троечника. Большинство школьников рассуждают так: «Учиться хорошо - на «4» и «5» - невозможно. Значит, единственный вариант - тройка. Хоть старайся, хоть нет - выше оценку не получить». Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

1. Частота упражнений . Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно проводить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2. « Жужжащее» чтение дает также хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1-2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения . Если учитель работает по обычной методике и в III классе имеет пять уроков чтения в неделю, то при наполняемости класса 40 человек за неделю он опросит каждого ученика по одному разу. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две-три минуты в неделю. Ежеурочные пятиминутки позволяют увеличить это время до 120 минут в неделю на каждого ученика (пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю: 5x4x6 = 120). Очевидно, что если увеличить время тренировки в 40-60 раз, то без всяких методических ухищрений будет положительный эффект.

4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

5. Режим щадящего чтения . Если ребенок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80-120 строчек). И далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер такой объем. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо совмещать четвертую и пятую рекомендации, т.е. просмотр диафильмов проводить перед сном.

6. Развитие оперативной памяти . Можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до третьего-четвертого слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко (см. Дидактический материал № 1). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег» содержит всего два слова - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за это время оперативная память ребенка развивается настолько, что он может уже запомнить предложение из 46 букв, т.е. из 8- 9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписываются шесть предложений одного из наборов и закрываются листом бумаги. После того как одно из предложений открыто, ребята в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить о. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит от пяти до восьми минут времени. Этот же набор повторяют три-четыре дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - то проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то такая тренировка почти не развивает. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка, то их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

7. Коллективные комплексные упражнения : многократное чтение, чтение и темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно вес ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более грех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение - скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование желания читать . Этому помогает ежедневный учет успехов. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребенка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

Иногда положительных результатов описанная работа не приносит. Это связано с теми ошибками, которые допускаются учителями при работе по этой системе.

1. Отсутствие целевой установки. Учитель сам не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не может убедить учеников и их родителей в необходимости тренажа.

2. Нерегулярные замеры скорости не позволяют ученикам следить за своими успехами.

3. 3. Не проводятся консультации для родителей отстающих учеников.

4. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко.

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава:

пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке". В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

2. Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов" в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:

единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” - обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;

3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

1) несовершенство зрительного восприятия;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

З) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) “догадка", вызванная субъективным типом чтения.

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.

Работа над сознательностью чтения

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.

Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.

Первый уровень часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

осмысление значения каждой языковой единицы текста;

понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т. ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

осознание себя как читателя.

“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания" - писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Формирование навыка чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся. Подготовила: Кузина Мария Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

План: 1. Приёмы отработки компонентов навыка чтения: сознательность как основной компонент навыка чтения. Методика работы над пониманием произведения. 2. Характеристика средств выразительности чтения, методические приёмы, обеспечивающие овладение выразительным чтением. 3. Методика работы над правильностью чтения, типичные ошибки в чтении учащихся. 4. Приёмы отработки беглости чтения с учётом программных требований и возрастных особенностей. 5. Осуществление проверки навыка чтения учащихся начальных классов. Критерии оценки навыка чтения. 6. Психологическая характеристика процессов чтения вслух и про себя.

3 слайд

Описание слайда:

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

4 слайд

Описание слайда:

Сознательность чтения трактуется как понимание фактического содержания читаемого текста, его идейной направленности, системы образов и художественных средств, осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Показатели сформированности: а) владение процессом перекодировки, т.е. умением переводить печатные знаки (буквы) и их комплексы в смысловые единицы (звуки); б) правильные ответы по содержанию; в) верный пересказ; г) понимание лексического значения слов и выражений; д) выразительное чтение. Сознательность чтения обеспечивается следующими приёмами: словарная работа перед чтением текста и по ходу чтения; беседа, настраивающая на эмоциональное восприятие текста; работа над заголовком; постановка проблемных вопросов перед чтением; выборочное чтение; пересказ прочитанного; постановка вопросов самими учащимися к тексту; работа с пословицами, близкими к содержанию текста; выполнение творческих работ. Сознательность

5 слайд

Описание слайда:

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительно прочитать – значит использовать при чтении интонацию, соответствующую содержанию произведения. Показателями ее сформированности является наличие следующих компонентов в речи (средств речевой выразительности): правильное речевое дыхание, соблюдение орфоэпических норм, наличие силы голоса (выражается в ударении), направление движения голоса (мелодика речи), темп и ритм речи, тембр (эмоциональная окраска голоса), выражение собственного отношения к прочитанному. Выразительность

6 слайд

Описание слайда:

Под выразительностью чтения следует понимать умение использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Читать достаточно громко и внятно. Такую выразительность требую от детей при чтении любого текста, знакомого и незнакомого. Три этапа подготовки к выразительному чтению: осмысливание идейно-тематической основы произведения; разметка текста, проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удаётся голосом передать, отношение автора к изображённым событиям и действующим лицам.

7 слайд

Описание слайда:

Работа над выразительностью Задания для развития интонации: Прочитай текст, передавая (радость, гордость, печаль и т. д.). Работа в парах. Предложи товарищу прочитать предложение с указаниями намерения (совет, сочувствие, восхищение), дай оценку происходящему. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (радость, гордость, вырази удивление, восторг, восхищение, и т. д.) Прочитай и дай оценку читающему (три предложения с разной интонацией и несколько предложений с разными интонационными оттенками).

8 слайд

Описание слайда:

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Показатели сформированности: а) чтение без пропусков, замены, перестановок букв в словах, слов в предложении; б) правильная передача слого-буквенного состава слова и его грамматических форм. В целях обучения правильному чтению используются следующие методические приемы: орфографическое чтение с переходом на орфоэпическое, работа над лексическим значением слова, предварительное чтение «про себя», методически верное исправление ошибок (ошибки в окончании слова исправляются после прочтения; ошибка, искажающая смысл слова или предложения – немедленным перечитыванием), приемы по системе Федоренко-Пальченко («за диктором», многократное чтение, чтение в паре), прием запрограммированной ошибки по Ш.А.Амонашвили, создание на уроке обстановки внимательного чтения, техническая подготовка перед чтением текста.

9 слайд

Описание слайда:

Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость характеризуется количеством слов, произносимых в минуту при чтении. Тренировка беглости чтения осуществляется с помощью приемов: а) динамического чтения (чтение с подсчетом слов, чтение-«спринт», чтение-«разведка»); б) системы Федоренко-Пальченко (чтение с отрывом взгляда от текста, пересказ с опорой на текст, многократное чтение, чтение в паре и др.); в) системы В.Н.Зайцева («жужжащее чтение», ежеурочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, режим щадящего чтения, стимулирования желания читать).

10 слайд

Описание слайда:

Осуществление проверки навыка чтения учащихся начальных классов. Критерии оценки навыка чтения. Для проверки навыков чтения используют таблицу № Ф. И. учащегося Способ чтения Правильность чтения Темп чтения Выра зит. чтения оценка По буквам По словам По слогам и целым словам Целыми словами Без ошибок Пропуск букв Замена букв Повторы слогов Ударение в словах Окончания слов Ниже нормы норма Выше нормы Логические паузы интонация 1 + + 2 + 3

11 слайд

Описание слайда:

Приём стимулирования учащихся посредством самозамера скорости чтения Учащиеся в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают слова, результаты записывают в таблицу. Применяется оригинальный приём контроля и самоконтроля учащихся. Готовятся несколько текстов. Ученик каждый день получает новый лист, чтобы не было запоминания. Каждый учащийся просчитывает количество слов в тексте. Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты и записывает количество слов, прочитанных за первую минуту, вторую минуту и так до 5 минут, в таблицу отчёта, которую ученик сдаёт по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю. Учитель в свою очередь проводит контрольный замер техники чтения, он сравнивается с результатом учащихся.

12 слайд

Описание слайда:

Проверка и оценка навыков чтения Оценка «5» - ставится ученику, если он: читает правильно, понимает содержание прочитанного. правильно став ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения; умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту; твёрдо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать. Оценка «4» - ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного; правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - ставится ученику, если он: разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя; пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» - ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью учителя; не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя; при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

13 слайд

Описание слайда:

Психологическая характеристика процессов чтения вслух и про себя. Вид чтения - чтение «про себя», является социально наиболее значимым для школьника, поскольку 90-95% получаемой учебной информации осваивается с его помощью, изучается параллельно с чтением вслух тоже дважды в учебном году. Так как чтение про себя осуществляется в более быстром темпе, чем вслух, из-за отсутствия громкого проговаривания и более быстрого движения глаз по строке в процессе чтения, то для проверки его сформированности выбраны тексты большей длины.Описание слайда:

При чтении «про себя» экспериментатором фиксируется ступень (способ) чтения и скорость чтения. Всего существует 5 ступеней молчаливого чтения, выделение которых, из-за его протекания в невиди­мом режиме, опирается на данные определения скорости чтения. Первая, самая низшая ступень - чтение громким шёпотом (жужжащее чтение). На этой ступени учащиеся в полной мере используют работу артикуляционного и слухового анализаторов, а также голосовой системы. Скорость такого чтения невысокая и часто соответствует скорости чтения вслух. Вторая ступень - чтение тихим шёпотом. В процессе этого чтения учащиеся активно используют речедвигательный и слуховой анализаторы, однако работа голосовой системы значительно ослаблена. Скорость тихого шёпотного чтения обычно самая медленная. Третья ступень - чтение, сопровождающееся беззвучной артикуляцией. На этой ступени наблюдается незначительная активность речедвигательного анализатора, однако полностью исключены слуховое восприятие читаемого текста и работа голосовой системы. Скорость такого чтения несколько быстрее шёпотного чтения. Четвёртая ступень - молчаливое чтение. В процессе такого чте­ния работа речедвигательного анализатора полностью переходит в невидимый (скрытый) режим. Скорость молчаливого чтения быстрее скорости чтения на предыдущих ступенях становления навыка. Пятая наивысшая ступень - автоматизированное чтение «про себя». Это чтение отличается от молчаливого чтения очень высокой скоростью протекания процесса. Следует отметить, что только на этой ступени чтение «про себя» превышает скорость громкого чтения в несколько раз.

16 слайд

Описание слайда:

Процедура проведения. Школьникам предлагается молча прочи­тать текст с начала до конца без заголовка. Инструкция: «Громко назови свою фамилию, имя, класс. Пожалуйста, начинай читать текст по моей команде, но без названия. Название прочитаю я. Читай внимательно, так как потом тебе нужно будет его пересказать. Обязательно скажи, когда ты закончишь читать». Экспериментатор включает диктофон на запись сразу, как только ребенок сел за стол. Когда ребенок начинает читать текст, включается секундомер. Особо тщательно следует следить за тем, чтобы ребенок не начал читать до включения секундомера. Скорость чтения может быть определена и при повторном прослушивании записи с диктофона. Дополнительно фиксируются случаи прослеживания по тексту пальцем.

17 слайд

Описание слайда:

Этапы формирования навыка чтения

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное» на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного умения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Т.П. Сальникова считает, что чтение относится к письменным формам речевой деятельности, так как связано с буквами и зрительным их восприятием. Буквы используются в качестве общепризнанных знаков (шифра, кода), посредством которых в одних случаях (при письме) записываются (кодируются) печатным или рукописным способом устные формы речи, а в других случаях (при чтении) эти формы восстанавливаются, воспроизводятся, декодируются. Если в устных формах речи своеобразным первичным элементом выступает звук - фонема, то для письменных форм таким первичным элементом оказывается кодовый знак - буква.

М.Р. Львов характеризовал навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Беглость М.Р. Львов характеризовал как скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и обусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет ней связи осознание произведения. В свою очередь, понимание общего осознания произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основной для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте.

А.Я. Савченко считает, что первый шаг на пути к овладению техникой чтения должен быть направлен на запоминание учениками букв, своеобразия их начертаний, конфигурации, на формирование умений быстро различать определённую букву среди других, соотносить ее со звуком или звуками, которые она призвана передавать на письме, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих письменное слово. Одновременно дети усваивают и умение, опознавая и декодируя буквы, воспроизводить по ним звуковую форму слова. Однако для осуществления чтения даже на этом первоначальном этапе от ребёнка требуется понимание значения каждого прочитываемого слова, смысловой связи между словами и мыслью, выраженной в предложении.

Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели» . Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать ее, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго.

Процесс формирования навыка чтения, по Т.Г. Егорову, проходит три этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап , по мнению Т.Г. Егорова, характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть букву, обозначающую гласный звук, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте.

Также автор указывает на то, что синтетический этап предполагает синтез всех трех компонентов чтения т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования.

Этап автоматизации Т.Г. Егоровым описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д.

Процесс формирования первоначального навыка чтения чтению в первом классе проходит в период обучения грамоте. Как выделяли такие ученые как Н.С. Вашуленко, М.Р. Львов, Т.П.Сальникова, обучение грамоте делится на 3 периода: добукварный, букварный и послебукварный.

В добукварный период происходит развитие устной речи первоклассников (умения слушать-понимать чужую речь, умения говорить); формирование элементарных аналитико-синтетических умений в работе над текстом, предложением, словом, звуками речи, что представляет собой подготовительную работу к первоначальному обучению чтению. В течение букварного периода первоклассники овладевают начальными умениями читать. Послебукварный пери од предназначен для совершенствования умения читать.

Т.П. Сальникова выделяет четыре последовательные ступени овладения первоначальным навыком чтения.

На первой ступени учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова.

Главная задача второй ступени - научить быстро ориентироваться в слогозвуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияние в разной позиции.

Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать вслух.

На третьей ступени значительно возрастает объем чтения. Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы).

На четвертой ступени дети выразительно правильно плавно слогами частично с переходом на чтение целыми словами читают тематически сгруппированные произведения детских писателей.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над формированием первоначального навыка чтения в первом классе. Успешность этого процесса во многом зависит от соблюдения выделенных этапов формирования первоначального навыка чтения у первоклассников и правильного выбора методов обучения чтению.